Подарок старшего брата, или нужен ли беларусам утилизационный сбор?

2013-12-06

Уже скоро куранты пробьют новогоднюю полночь, а Указа о введении утилизационного сбора на ввозимые (производимые) колесные транспортные средства все нет. Как впрочем, и нет внятной позиции правительства по данному вопросу.

Забыты нормы Директивы Президента №4 о заблаговременном введении в действие норм законодательства, отречены от процесса общественные, они же консультативные, Советы при министерствах и ведомствах и не исполняется даже постановление самого правительства от 20.03.2012г № 247 об обязательном общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, которые могут оказать существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности.

Не разделяю точку зрения специалистов, в том числе представителей автодилеров, о необходимости введения утилизационного сбора, да еще и на уровне российских ставок. Не поможет утилизационный сбор расчистить дворы от автохлама, так как изначально является мерой не экологической, а протекционистской, направленной на защиту экономических интересов группы неконкурентоспособных производителей транспортных средств. Мы будем спотыкаться о его противоестественную природу на каждом шагу: от реализации мер по снижению доли «теневого» бизнеса до вступления в ВТО.

Напомним, Россия и Беларусь намерены с 1 января 2014 года облагать утилизационным сбором колесные транспортные средства категорий М и N, в том числе ввозимые с территории «соседа». Но если российская сторона планирует взимать утилизационный сбор лишь с ввезенных (произведенных) послепервого января автомобилей, то белорусы намерены взымать сбор с 1 января 2014 года, независимо от даты ввоза автомобиля Другими словами, «их» складские запасы на нашем рынке сразу подорожают, а «наши» на рынке России можно будет продавать «по старым ценам», что, на мой взгляд, противоречит принципу создания равных условий хозяйствования в рамках ЕЭП.

Полагаю, если позиция Министерства промышленности - разработчика проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств», не будет изменена, то потенциальным покупателям автомобилей стоит поторопиться приобрести и поставить на учет в ГАИ транспортное средство до конца текущего года.

Пока российское правительство не планирует снижение размера утилизационного сбора. На мой взгляд, слепое копирование российских ставок нам ни к чему.

В случае введения для граждан ставок утилизационного сбора на новые автомобили в размере всего 2000 российских рублей, а на подержанные 3000 российских рублей, не поздоровится не только автодилерам, но и отечественным производителям легковых автомобилей. Если о первой категории никто в стране не прольет скупую слезу, то за сбыт производимых СЗАО «БелДжи» и СЗАО «Юнисон» автомобилей правительство отвечает головой. А каковы могут быть перспективы увеличения сбыта, если только за девять месяцев 2013 года неорганизованный ввоз автомобилей гражданами вырос по отношению к соответствующему периоду прошлого года с 42594 до 57188 штук?

Смею также предположить, что небольшой ручеек белорусских покупателей новых автомобилей в автосалоны Российской Федерации (по данным БАА – около 4000 за 10 мес. 2013г.) превратится в полноводный поток валюты из ЗВР страны в торговые точки соседей. Вместе с валютой утекают доходы, налоги, рабочие места.

А каковы последствия увеличения неорганизованного ввоза автомобилей гражданами, точнее сказать «перекупами», для развития «серого» рынка запасных частей и «гаражного» сервиса - специалистам хорошо известно. Я - за дешевые автомобили и автосервис для граждан, но снижение цен должно быт реализовано через снижение налогов и административной нагрузки, а не развитие «теневого» сектора экономики.

Введение утилизационного сбора в той или иной мере повлияет на цены на всех сегментах автомобильного рынка. Более всего пострадают покупатели автомобилей, производимых в зоне свободной торговли СНГ, в том числе России, Казахстане, Украине, Узбекистане, при их приобретении в белорусских автосалонах. Для чистого импорта, ввозимого с уплатой таможенной пошлины, ее снижение будет частично или полностью компенсировать ставку утилизационного сбора. Снижение ставок таможенных пошлин для граждан не предполагается, а сбор, пусть не большой, увеличит стоимость покупки. И, наконец, утилизационный сбор не должен повлиять на цены производимых в Беларуси автомобилей, так как для отечественных автопроизводителей предусмотрен механизм предоставления гарантий об уплате за утилизацию потом, в будущем.

Не лучше ли пойти своим путем и не вводить утилизационный сбор? А если уж так хочется, то посмотреть чуть шире интересов пары-тройки промышленных предприятий и:

    1. Ввести сбор не ранее 3 месяцев после официального опубликования Указа Президента;

    2. Ввести равные для юридических и физических лиц ставки утилизационного сбора;

    3. Распространять требование об уплате утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные после вступления в силу соответствующего нормативного акта;

    4. Снизить ставки таможенного тарифа на ввозимые автомобили до уровня, установленного в Российской Федерации.

Кстати, введение Беларусью утилизационного сбора с подачи «старшего брата» не будет на руку и России. Ведь ценовая конкурентоспособность произведенных в России и ввозимых в Беларусь без уплаты таможенных пошлин автомобилей снизится по отношению к чистому импорту (при снижении ставки таможенного тарифа).

Очевидно, что Россия не может себе позволить особых условий администрирования утилизационного сбора для Беларуси и Казахстана в рамках ВТО. Но что мешает подписать с соседями по Таможенному союзу соответствующие международные соглашения о взаимном зачете встречных обязательств платежа? Уплата утилизационного сбора не импортером белорусского МАЗа в России, а самим МАЗом не искажает принципы свободной торговли ВТО.

Общеизвестно, что самое эффективное решение – это, как правило, решение самое простое. И оно на поверхности: российскому правительству утилизационный сбор в Российской Федерации отменить. А планируемые меры бюджетной поддержки своих автопроизводителей направить по назначению, а не на компенсацию утилизационного сбора.

Да и белорусам стоит еще раз взвесить все плюсы и минусы получения у себя такого «подарка», как утилизационный сбор. Или от подарка старшего брата не принято отказываться?!

Председатель Совета директоров ГК «Интеллект»,

Заместитель Председателя РОО «БНПА», член Правления «БАА»

С.М. Варивода

Назад